Российские власти намерены полностью искоренить использование виртуальных валют в российской юрисдикции. Запретить операции с «суррогатами денег» в виде цифровых кодов и даже ввести за них уголовную ответственность по поручению правительства готовится Минфин.
В пятницу на едином портале раскрытия проектов нормативных актов regulation.gov.ru появилось сообщение о разработке Минфином законопроекта, который полностью запретит выпуск и использование в России виртуальных валют. Сам текст пока не опубликован, однако то, что он направлен на борьбу с криптовалютами (биткоинами), следует из сообщения Минфина. Министерство предлагает запретить выпускать денежные суррогаты в электронном виде и использовать их в качестве платежного средства, а также обменивать их на рубли или иностранную валюту. За нарушение запрета предполагается введение «административной и (или) уголовной ответственности». Кроме того, разработчики документа намерены блокировать интернет-сайты, где виртуальные валюты можно выпускать и использовать. «Виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа ни в одной юрисдикции. Неподконтрольность национальным органам власти привлекает к ней теневой сектор экономики»,— говорится в тексте уведомления. Получить комментарий Минфина в пятницу вечером не удалось.
Биткоин — криптовалюта, созданная в 2009 году. При запуске специальной программы компьютер пользователя начинает решать некую математическую задачу. По окончании вычислений на счет пользователя начисляется один биткоин. Курс биткоина крайне нестабилен. По данным Bloomberg, за последний год стоимость биткоина колебалась от $100 до $1,1 тыс., а за последние два месяца составляла около $600. Совокупный объем выпущенных биткоинов оценивается в $8 млрд.
Вопрос законности использования биткоинов в России обсуждается как минимум полгода. Первым от использования биткоинов граждан и юрлиц предостерег ЦБ в январе 2014 года, сославшись на то, что выпуск «денежных суррогатов» запрещен, пригрозив, что использование биткоинов будет рассматриваться как «потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций». «Вместе с тем нормативное определение понятия „денежный суррогат“ в законодательстве отсутствует, как и ответственность за неисполнение этого запрета»,— следует из сообщения Минфина. Вопрос о введении уголовной ответственности за использование биткоинов поднимался в феврале на межведомственном совещании в Генпрокуратуре (см. «Ъ» от 7 февраля). Как выяснил «Ъ», в июне этого года вопрос был вынесен уже на уровень правительства РФ, которое и дало поручение разработать соответствующий законопроект. В ЦБ не стали давать подробных комментариев, сославшись на свою позицию, обнародованную еще в январе.
Сейчас использование криптовалют запрещено только в Китае и Таиланде, отмечает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-Капиталъ АМ» Наталья Самойлова. «Но есть и страны, легализовавшие биткоин, например Бразилия»,— добавляет она. Известно не слишком много случаев, когда ритейлеры в России принимали бы биткоины и иные криптовалюты в счет оплаты своих услуг и товаров, да и те в основном имеют зарубежную регистрацию. Среди них латвийская компания AirBaltic, онлайн-турагентство Expedia. «После публикации официальной позиции ЦБ многие ритейлеры, ранее принимавшие биткоины в счет оплаты товаров и услуг, предпочли добровольно отказаться от этого»,— говорит госпожа Самойлова. В частности, официальное сообщение об отказе принимать биткоин в январе сделала российская сеть баров Killfish. «Кроме того, в России нет ни одной биржи, где „добывались“ бы биткоины,— продолжает госпожа Самойлова.— Некоторые брокеры в игровой форме предоставляют котировки по биткоинам, но любые операции с ними проходят на демосчетах для тренировки трейдеров».
С точки зрения дальнейшей правоприменительной практики, по мнению управляющего партнера Legal Capital Partners Дмитрия Крупышева, нарушение запрета на выпуск и использование криптовалют, если законодатель не введет в Уголовный кодекс новую статью, можно было бы квалифицировать по статьям «Мошенничество» или «Незаконная предпринимательская деятельность». «Но в силу специфичности этого инструмента сформировать состав преступления может быть затруднительно: сторонами сделок, в частности, могут использоваться виртуальные кошельки на зарубежных ресурсах»,— говорит господин Крупышев.
Впрочем, для легализации преступных средств и наркоторговли чаще всего используются наличные, а отследить расчеты ими намного сложнее, чем виртуальные платежи, напоминает господин Крупышев. Весной Минфин приостановил работу над законопроектом об ограничении расчетов наличными.
взято тут:
www.yaplakal.com/forum3/topic883592.html
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий